О музыкантах и музыкальных специальностях Профессия музыканта, с одной стороны считается узкоспециализированной, а с другой — вмещает в себя широкий круг видов профессиональной деятельности и различных специализаций. Музыкальный мир одновременно тесен (многие современные композиторы и исполнители хорошо знают друг друга, участвуют в совместных творческих проектах, концертах) и необычайно широк: среди специалистов в области музыки мы встречаем композиторов, дирижеров оркестров и хоров, вокалистов, инструменталистов (пианистов, струнников, духовиков, исполнителей на ударных инструментах), а еще музыковедов, звукорежиссеров, музыкальных журналистов и критиков… И это далеко не полный перечень музыкальных специальностей.
В России, начиная с первой половины XX века, профессиональное музыкальное образование стало трехступенчатым: чтобы получить профессию музыканта и педагога музыки необходимо окончить 7 классов музыкальной школы, затем музыкальный колледж (училище) и, конечно же, получить вузовское образование (окончить бакалавриат или специалитет в Консерватории или Академии музыки). На общий пересчет этот путь занимает 15-16 учебных лет.
Наиболее сложными на наш взгляд являются специальности композитора и симфонического дирижера. Композитор — это не только профессия, но и образ жизни, творческой мысли, погруженной в мир философии, постоянных поисков, выраженных в звуках и музыкальных композициях. Чтобы стать композитором, начинающий музыкант проходит сперва обучение как исполнитель, и только на второй-третьей ступенях своего образования погружается в процесс создания музыкальных форм. У каждого состоявшегося композитора вырабатывается свой индивидуальный стиль, а также приверженность к тем или иным жанрам в музыке. Так, например, Фридерик Шопен (1810-1849) и Сергей Рахманинов (1873-1943) были мирового класса композиторами-пианистами: Шопен писал преимущественно музыку для фортепиано, за что его называли «поэтом фортепиано» (согласно эстетике романтической эпохи). Рахманинов с детства обучался игре на фортепиано у лучших педагогов, много работал над техникой исполнения, пианистической виртуозностью. В поздний период творчества, проживая в эмиграции в США, он почти не писал музыку, объясняя свое «затишье» отрывом от русской земли; композитор имел заказы и постоянный заработок именно в качестве пианиста, давал большие сольные концерты по многим штатам. На цифровых носителях сохранились несколько аудио и видео записей исполнения Сергея Рахманинова своих произведений. Приведем одно из них:
Прелюдия для фортепиано cis moll op.3 N.2
Rachmaninoff - Prelude cis-moll Op.3 №2. Исполняет автор (1928г.). - YouTube Профессия дирижера симфонического оркестра является уникальной. Это музыкант, который берет в свои руки управление мощным инструментальным составом в количестве до сотни исполнителей. Дирижер должен не только знать и уметь прочитать партии каждого из инструментов оркестра, но и досконально знать всю музыкальную ткань объемных оркестровых сочинений — симфоний, концертов, фантазий, при исполнении которых он становится соавтором для их создателя. От дирижерского мастерства зависит то, как будет исполнено сочинение, и интерпретации могут быть очень разными…
Одним из лучших дирижеров XX-XXI века по праву считается Геннадий Рождественский (1931-2018). Геннадий Николаевич был не только дирижером симфонического оркестра, но и прекрасным пианистом, педагогом и общественным деятелем культуры: лауреатом
Ленинской премии (
1970),
Государственной премии РФ (
1995), а также Полным кавалером
ордена «За заслуги перед Отечеством». Более полувека руководил советскими, российскими и зарубежными музыкальными коллективами, среди которых:
Симфонический оркестр Большого театра,
Королевский Стокгольмский филармонический оркестр,
Венский симфонический оркестр,
Симфонический оркестр Министерства культуры СССР,
Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Кроме того, Рождественский вошел в историю как автор шести книг о музыке и дирижерской практике (последняя из которых была опубликована посмертно, в 2023 году в Москве).
Предлагаем к прослушиванию Увертюру из оперы П.И. Чайковского «Руслан и Людмила» - исполняет симфонический оркестр Би-би-си под управлением Г. Рождественского:
Gennadi Rozhdetsvensly - Ruslan and Lyudmila Overture - YouTube Среди русских мастеров вокального искусства невозможно не вспомнить Федора Шаляпина (1873-1938) — выдающегося оперного певца, высокого баса, который оказал большое влияние на развитие русской вокальной школы XX века.
Шаляпин был солистом
Большого и
Мариинского театров, а также театра
Метрополитен Опера; в 1918—1921 годах работал также в качестве художественного руководителя Мариинского театра. Будучи творческой личностью огромного масштаба, Шаляпин увлекался также живописью и скульптурой, снимался в кино (в 1915 году состоялся его дебют: он исполнил роль
Ивана Грозного в исторической кинодраме «
Царь Иван Васильевич Грозный» ), а также написал автобиографическую книгу «Маска и душа». Широкую известность Шаляпину принес его потрясающий, пленящий голос и высочайшее исполнительское мастерство.
Одной из вершин его вокального творчества считается роль
Мефистофеля в опере Ш. Гуно «
Фауст», исполненная в опере мецената С. Мамонтова:
Ф. ШАЛЯПИН. КУПЛЕТЫ МЕФИСТОФЕЛЯ ИЗ ОПЕРЫ Ш.ГУНО "ФАУСТ" (youtube.com) Из русских мировых исполнителей-инструменталистов XX века можно было бы создать галерею музыкальных портретов, выразительных и контрастных между собой… Остановимся сейчас на фортепианной школе. Одними из лучших советских пианистов можно назвать Святослава Рихтера (1915-1997), Эмиля Гилельса (1916-1985), Владимира Горовица (1903-1989), Марию Юдину (1899-1970), каждый из которых непревзойденно исполнял свой круг композиторов и произведений, имел неповторимое звучание инструмента, эмоциональный отклик на музыку…
Святослав Рихтер был одним из крупнейших пианистов универсалов: в его исполнении звучали произведения от И.С. Баха, Л.ван Бетховена до С. Прокофьева, Д. Шостаковича, а также представителей западного авангарда. Мария Юдина прекрасно играла старинную барочную музыку И.С. Баха (клавирный цикл ХТК в 2 томах, Гольдберг-вариации и др.), а также некоторые сочинения П. Хиндемита, А. Берга, О. Мессиана. Э. Гилельс — один из лучших исполнителей произведений Л.ван Бетховена: он сыграл все 32 сонаты для фортепиано, 5 фортепианных концертов и другие сочинения композитора. В. Горовиц очень тонко чувствовал стиль классико-романтической эпохи: его наиболее репертуарными сочинениями были сонаты и концерты В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена, а также музыка С. Рахманинова. С последним пианист общался лично, находясь в эмиграции в США. Рахманинова потрясла его игра; композитор знал, что Горовиц собирается играть и его Третий концерт, и предложил вместе порепетировать. Они репетировали в подвале фирмы «Steinway»: Рахманинов играл оркестровую партию, Горовиц умирал от восторга. «То был самый незабываемый момент в моей жизни, — вспоминал он, — мой подлинный дебют!»
Рахманинов, поначалу скептически отнесшийся к интерпретациям Горовица, вскоре понял, что так его произведения не сможет сыграть даже он сам. «Рахманинов отдал этот концерт мне,— рассказывал впоследствии пианист. — Он всегда говорил: Горовиц играет его лучше, чем я. По его выражению, он сочинил концерт для слонов, так что, наверное, я и есть один из них!»:
Horowitz-Coates: Rachmaninoff, Concerto No. 3 (1930) - YouTube